Полная история
1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: 6 :: 7 :: 8 :: 9 :: 10 :: 11 :: 12 :: 13 :: 14 :: 15 :: 16 :: 17 :: 18 :: 19 :: 20 :: 21 :: 22 :: 23 :: 24 :: 25 :: 26
21/26
Таким образом к работе над
новым альбомом металликовцы приступили лишь в начале 1995 года. Впервые группа
решила работать от начала и до конца в родном городе, в Сан-Франциско. А
точнее, в некоем Саусолито, куда ведет прибрежное шоссе из Фриско через
знаменитый мост "Золотые Ворота". Миновав сию величественную
переправу, попадаешь в это самое тихое местечко, находящееся в стороне от
индустриального центра, куда любому из METALLICA добираться не больше часа.
Сама же студия "The Plant" ничем выдающимся из сотен таких же студий
не выделяется. Огромное помещение с барабанной установкой (за которой шутливый
указатель: "Парковка только для датчан!"), множество комбиков,
мониторов, персональные мини-пульты, педали эффектов, десятки микрофонных стоек
и сотни метров кабелей. В аппаратной - горы эквалайзеров, магнитофонов,
различных обработок и сердце студии - гигантский микшерский пульт. Стены
комнаты отдыха, коридоров и даже туалета обклеены многочисленными плакатами -
начиная от Rolling Stones и заканчивая красотками из "Playboy". Одним
словом, все, как у всех, однако...
В качестве же будущего продюсера остановились на
уже старом знакомом Бобе Роке. "Мы позвали его к себе сразу после нового
года и целый день пили пиво, - рассказывает Ларс. - Мы сидели, как в старые
добрые времена, вспоминая запись 'Metallica', и решили, что новый альбом мы
просто обязаны сделать в таком же альянсе". От всех остальных вопросов,
касающихся будущего шестого творения группы, Ларс Ульрих умело уклонялся
несколько последующих месяцев, мотивируя это просто-напросто полным отсутствием
каких-либо идей. "За последние четыре года мы не написали ни одной песни,
- говорил он, - у нас пока нет ничего, о чем можно было бы рассказать. Перед
началом прошлогоднего летнего турне мы с Джеймсом, правда, поиграли немного
вместе, однако на утро уже ничего не помнили из того, что приходило нам в
голову. И пока я ничего не могу сказать насчет новых песен, потому что их
просто нет ни в каком виде".
Далее повторялась история с '...And Justice For
All': практически все последующее до выхода альбома время о новом материале не
говорилось ни единого слова. Первое время даже было чувство, что группа вообще
не бралась за дело, настолько все было непонятно и загадочно. "Дело в том,
- объясняет Ульрих, - что Боб (Рок) сразу сказал нам: "Не ставьте перед
собой никаких сроков и не говорите, мол, мы сегодня первый день в студии".
И в принципе он был прав - с момента нашей последней студийной сессии прошло ни
много ни мало пять лет, и мы уже довольно сильно отвыкли от всего этого. Первое
время мы просто продолжали репетировать, но уже в студии, и когда Боб
почувствовал, что мы уже созрели, он начал потихоньку записывать наши джемы, не
говоря нам об этом. Ничего подобного у нас раньше никогда не было. Да и то, что
мы записываемся дома, тоже очень помогает. Когда ты работаешь в каком-то другом
городе или даже другой стране, твоя голова постоянно забита мыслями о работе и
в какой-то определенный момент ты перестаешь воспринимать все происходящее так,
как это нужно. Совсем другое дело, когда просыпаешься в своей кровати, идешь в
студию, нажимаешь кнопку записи и играешь легко и непринужденно - именно так,
как это и нужно. Вообще, на этот раз все было легче и непринужденнее - и сами
песни, и запись, и просто рабочие отношения друг с другом и с Бобом. Все таки
работать дома - великая вещь! И потом, мы старались быть как можно раскованней,
свободней. В отличие от всех наших прошлых студийных сессий, мы практически не
забивали себе голову, скажем так, производственными делами - со временем от
всего этого начинает болеть голова, ты нервничаешь, становишься злым и
агрессивным, а это в свою очередь сильно отражается и на самих песнях, и на
качестве их записи. Сейчас же нам впервые удалось создать себе комфорт в студии
и работать исключительно тогда, когда ХОРОШО работается".
И, судя по всему, когда ХОЧЕТСЯ работать. А
хотелось работать METALLICA в первые, мягко говоря, несколько месяцев нечасто.
Привыкали к студии довольно-таки долго. Год спустя после описываемых событий
специально для членов фэн-клуба группы был выпущен подарочный наборчик
"Fan Can", подробнее о котором - чуть позже. Но раз уж заговорили о
студийном комфорте, стоит упомянуть об одной составляющей сего предмета, а
именно компакт-диске с записями именно тех самых посиделок в студии "The
Plant" в Саусолито. И вот из часа с лишним времени новые вещи (которых
всего-то две, да и то - лишь заготовки для риффов) занимают меньше минуты.
Остальное же время звучания диска заполнено многочисленными разговорами и еще
более многочисленными песенками Mercyful Fate, AC/DC, Led Zeppelin, Budgie,
Styx, Tygers Of Pan Tang, Deep Purple и даже Oasis c The Beatles. Так вот
расслаблялись, так привыкали к студии. И лишь к концу лета наконец-то
приступили к записи своего нового материала. Правда, песен как таковых к тому
времени практически и не было - была лишь основа, которой, впрочем, было вполне
достаточно, чтобы Ларс Ульрих начал запись своих партий. Но к делу подошли
достаточно серьезно, результат чего уже скоро можно было наблюдать в прессе:
тем же летом 95-го METALLICA отказалась от участия в беспрецендентной акции
"Polar Beach Party", организованной пивным концерном "Molson
Ice". Идея была более чем оригинальна: металлический фестиваль в Арктике.
Это широко разрекламированное мероприятие должно было состояться в канадском
городке Тактояктак, находящимся всего в двухстах милях от Северного Полюса. В
качестве же участников были приглашены Hole, Offspring, Moist, еще пара-тройка
групп и хэдлайнеры - METALLICA. Однако последние ответили отказом, заявив, что
не дадут ни одного концерта до тех пор, пока не завершат запись своего нового
альбома. Правда, в самый последний момент металликовцы передумали и, запасшись
валенками, тулупами и меховыми шапками, все же отправились на тот самый
"белый свет, где всегда мороз", распугивать грохотом своих гитар
трущихся о земную ось медведей. Оно и понятно - где-где, а в таком месте группа
еще не выступала, и неизвестно, выступит ли когда-нибудь. Кстати говоря, это
шоу, последущее выступление в Донингтоне и концерт в лондонской "Astoria 2"
для членов фэн-клуба METALLICA Хэтфилд до сих пор считает самыми лучшими
концертами группы. "Так было в кайф, - поясняет он, - такая
расслабуха!"
А еще через пару недель Ларс Ульрих & Со. во
второй раз нарушили свое обещание. На пресс-конференции 20 июня был объявлен
окончательно утвержденный список участников предстоящего 26 августа крупнейшего
европейского фестиваля "Monsters Of Rock", традиционно проводящегося
в Касл Донингтоне: Warrior Soul, C.O.C., White Zombie, Machine Head, Slash's
Snakepit, Slayer, Therapy, Skid Row и гвоздь программы - METALLICA! Нужно,
правда, сказать, что разговоры на эту тему начались еще весной. Тогда на роль
главной группы для очередных "монстров" была выдвинута целая обойма
металлических звезд, готовых к августу разродиться новым альбомом: Оззи Осборн,
AC/DC, Bon Jovi, Def Leppard и даже старички Пейдж с Плантом. Входили в этот
список и наши герои, хотя всем было ясно, что этим летом нового альбома
METALLICA нам не видать, как своих ушей. Впрочем, как показывает история, для
таких пустяков, как "какой-то" Донингтон, новый альбом им совершенно
необязателен. Так оно и вышло!
"Как только мы объявили о начале своей
работы в студии, - говорит Ларс Ульрих, - наш телефон не умолкал ни на секунду,
и до самого последнего момента, раз или даже два в неделю, нас спрашивали о
Донингтоне, пока мне не позвонил Питер (Менш). Он сказал, что народ просто
жаждет METALLICA на предстоящих "монстрах". Потом я поговорил на эту
тему с Джеймсом и сказал ему, что, наверное, будет довольно забавно выступить в
Донингтоне, и пока мы говорили, это слово - забавно - повторилось по-крайней
мере раз 50! Это действительно выглядело очень прикольно: вылезти на денек из
студии, поиграть перед 80 000 человек и вернуться как ни в чем не бывало назад!
Тем более что никаких проблем этот концерт нам в принципе не создавал - это
ведь не турне. Просто веселая репетиция в Англии в присутствии 80 000 близких
друзей, ха-ха-ха! (Нужно также сказать, что за три дня до "монстров"
METALLICA, следуя своей старой традиции, дали секретный сейшн, о котором
общественность, как всегда, узнала лишь через недельку - другую. Проходил
концерт в лондонском клубе "Astoria 2" - прим. автора)".
"Собственно, нам это ничуть не мешало, -
соглашается Хэтфилд. - Мы только - только начали запись нового альбома, и
потом, Донингтон - пожалуй, единственное место, где мы действительно выступили
бы с большим удовольствием. К тому же не мешало бы побыть немного и METALLICA!
За последние несколько месяцев мы превратились в какую-то кавер-группу (см.
выше! - прим. автора). Незадолго до этого шоу мы решили вспомнить свои песни, и
я обнаружил, что забыл как играть... "Harvester Of Sorrow"!!! Я попросил Кирка, чтобы он наиграл мне рифф, и через пару
секунд он дико заржал, оказавшись в такой же ситуации".
Подзаголовок донингтонскому фестивалю был выбран
соответственный: "Escape From The Studio". Что же до исполнения там
новых песен, что METALLICA не раз практиковали в таких случаях, музыканты
оставляли народ в полной неопределенности вплоть до самого выступления, где
представили на суд слушателей целых два новых трэка - "Four By Two" и
"Devil's Dance", которые позже не раз пускались в эфир BBC Radio 1,
получившим эксклюзивное право на запись всего фестиваля. Вторым интересным моментом
концерта стал новый кавер METALLICA - мэйденовская "Remember
Tomorrow", которая плавно перешла в "The Unforgiven", а та в
свою очередь в "Nothing Else Matters". В отношении же ожидаемого
нового альбома по-прежнему царила полная неопределенность. Группа находилась в
студии уже седьмой (!) месяц, однако, как сказал в интервью в Донингтоне
Джейсон Ньюстед, "о новых песнях ничего пока сказать не могу, потому что в
данный момент мы записываем только барабанные партии. Единственное, могу
сообщить, что новый альбом не будет экспериментальным ни в плане звучания, ни в
плане самого материала. Все вещи сделаны в среднем темпе, по-прежнему тяжeлые -
в общем, мы продолжаем линию, начатую на нашем последнем альбоме".
И тем не менее уже тогда, в конце августа, была
официально объявлена дата релиза нового альбома - ноябрь 95-го года.
Впоследствии, как и следовало ожидать, она (дата) не раз передвигалась. Сами же
музыканты продолжали держать своих фэнов и всю музобщественность в положении,
мягко говоря, дураков: об альбоме - ни слова, зато - календарь с доброй сотней
фотографий из студии; очередные судебные разборки с одной из американских
радиостанций, якобы незаконно пустившей в эфир две новые песни, записанные на
доннингтонском концерте (несмотря на то, что к этому времени песни эти можно
было неоднократно услышать не только на волнах BBC Radio 1, но и на
многочисленных бутлегах); документальный фильм "Потерянный Рай: Убийство
детей на Робин Гуд Хиллс" (фильм о троих молодых фэнах METALLICA, убивших
под воздействием любимой музыки троих подростков) с тремя вещами группы в
качестве саундтрэка - "The Call Of Ktulu", "Orion" и
"Welcome Home"; наконец, выпуск фирменного... мыла! Что же касается
непосредственно творчества, то лишь Джейсон Ньюстед проявлял какую-то
активность. В самом начале осени в прессе появилось сообщение о неудачной
попытке Ньюстеда присоединиться к проекту главного сепультурщика Макса Кавалеры
группе NAILBOMB, для выступления на фестивале "Dynamo Open Air". Как
сказал сам Кавалера, "с Джейсоном мы знакомы очень давно и считаем его
человеком, которому не чужда более тяжелая музыка, нежели его металликовский
материал. Он частенько поигрывает вместе с Эндреасом (Киссер, гитарист
Sepultura - прим. автора) и даже был одним из первых кандидатов на место
басиста в Nailbomb. Что же касательно "Dynamo", то мы действительно
собирались вместе выступить, однако его рабочий график несколько не совпал с
нашим".
Еще через месяцок металлическая общественность
узнала название еще одного проекта с участием бас-гитариста METALLICA -
Quarteto De Pinge (от названия бразильского алкогольного напитка пиндж). На
этот раз партнерами Джейсона стал уже упомянутый Эндреас Киссер, барабанщик
Exodus Том Хаунтинг и гитарист/ вокалист Machine Head Роб Флинн, причем
вокальные партии последний разделил с Ньюстедом.
Журнал "Kerrang!" сообщил, что группа
уже записала демо из трех вещей - две собственные плюс кавер моторхэдовской
"No Class", стиль которых Роб Флинн охарактеризовал как
"андеграунд насколько это только возможно". А Джейсон добавил, что
данным составом группа собирается провести 10-недельное турне по американским
клубам, после чего весной 96-го приступить к записи дебютного альбома. Нельзя
не упомянуть и два мини-альбома, записанных с участием басиста METALLICA.
Первый - трехпесенный диск его проекта IR8, в состав которого также вошел
гитарист Дэвин Таушенд и барабанщик Exodus Том Хаунтинг (Джейсон здесь -
бас/вокал). Второй - альбом другой группы Ньюстеда и Таушенда Tree Of The Sun,
записанный вместе с музыкантами Kyuss (Скот Ридер - бас, вокал) и Melvins (Дэйл
Кровер - ударные, вокал).
Отчасти поэтому у Джейсона не раз возникали
проблемы во взаимоотношении и совместном творческом процессе с остальными
участниками группы, а вернее, наоборот, у группы с Джейсоном. "Вообще, это
старая история, - рассказывает Ларс, - но, как правило, все это никогда не
воспринималось серьезно и было своего рода приколом. Джейсон действительно
сильно отличается от всех нас, я имею в виду какие-то музыкальные идеи, взгляды
на музыку вообще. Но больших проблем у нас не было никогда. Но был период,
когда Джейсон фактически не был членом METALLICA - целый год, или даже полтора.
Это было как раз перед записью этого альбома. Даже когда он записал пластинку
со своим проектом IR8, он не сказал нам про это ни слова. Я разговаривал с ним
несколько раз и всегда чувствовал в нем какую-то отчужденность, особенно в
отношениях с Джеймсом. Джейсон жил в своем маленьком мире и с каждым днем он
уединялся в нем все больше и больше. Не знаю, чем бы все это закончилось, если
бы мы с Джеймсом не поговорили обо всех наших проблемах. Мы попытались
посмотреть на METALLICA со стороны и пришли к выводу, что Джейсон с Кирком
частенько оказываются в стороне от всего происходящего в группе. Всеми делами
заправляем исключительно мы с Джеймсом, не давая таким образом остальным в
чем-то себя проявить".
К счастью, Хэтфилд с Ульрихом сделали для себя
правильные выводы, и в процесс создания "Load", включая обсуждения
названия альбома и его обложки, была включена вся группа, все четверо
музыкантов. Возвращаясь же к Джейсону Ньюстеду, не могу не высказать свое
сугубо личное, но, как мне кажется вполне объективное мнение. Думаю, что
Ньюстед занимает сегодня гораздо более разумную и выгодную позицию на фоне
своих коллег по группе. Тогда как Джеймс, Ларс и Кирк несколько месяцев
занимались выдумыванием целой обоймы новых песен, имея в качестве исходного
материала один единственный, что уж там греха таить, скучный рифф, Джейсон
проводил время со своей гитарой в компании аж десяти команд одновременно! И уж
чего-чего, а зацикливания здесь ну никак не произойдет. "С годами я понял,
что больше удовольствия мне доставляет придумывание басовых партий к риффам
Джеймса, чем сочинение песен для METALLICA самому, - говорит он. - Так я
чувствую себя намного лучше и естественней. А сторонних проектов у меня
действительно где-то в районе десяти. С одной группой я играю блюз, с другой -
джаз с молодыми ребятами, в третьей - джаз со стариками, еще в одной команде -
индастриал. Все это безумно интересно! Однако METALLICA для меня - конечно, это
все. В группе я уже 10 лет, и очень счастлив от этого. И самое ужасное, что
только может произойти в моей жизни, - это потерять METALLICA. Мне кажется
даже, что если это произойдет - тьфу, тьфу, тьфу, конечно - то жизнь для меня
потеряет всякий смысл. Я думаю, что лет так в 50 мне захочется поиграть в
каком-нибудь маленьком джазовом трио, и если это будет так, а METALLICA все
равно будет нуждаться в моих услугах - нет проблем, я всегда готов!"
C постепенным приближением Рождества стало ясно,
что в 1995 году нового альбома Metallica нам не видать, как планеты Шелезяка
Третьей Галактики невооруженным глазом, и не слышать, как ультразвуковые беседы
летучих мышей. Правда, немного обнадежил отказ Metallica выступить в качестве
главной группы на фестивале "Hollywood Rocks" с участием Smashing
Pumpkins, Hole и экс-зеппелиновцев Пэйджа/Планта в Рио-Де-Жанейро. Концерт этот
должен был состояться предположительно в середине января 96-го, и Metallica
заявили, что не намерены появляться где-либо на сцене, пока не выйдет их новый
альбом. Наивные люди! Фэны - потому что верят на слово такой группе, как
Metallica, сама же Metallica - потому что за 15 лет ни разу не сделали вывода
относительно правильности поговорки "Никогда не говори никогда".
Да, да, снова концерт! Правда, концертом
Metallica этот сейшн можно назвать лишь условно. А Джеймс Хэтфилд сразу и
предупредил со сцены: "Сегодня мы - не Metallica, в этот вечер мы - группа
The Lemmys!" Дело в том, что 14 декабря в лос-анджелесском клубе
"Whisky A Go Go", что на Sunset Strip, состоялось празднование
предстоящего 50-летия легендарного Лемми Килмистера, не поздравить которого
Metallica никак не могли. И сделали это они оригинальнее всех присутствующих на
концерте/торжестве. Вышеприведенную фразу Джеймс Хэтфилд произносил, будучи
облаченным во все килмистеровские регалии, много лет являющиеся большим
торговым знаком Motorhead, чем, скажем, их логотип или коронная голова.
Отличить Хэтфилда от Лемми было довольно-таки непросто - черная рубаха с
засученными рукавами, обнажающими тату "Ace Of Spades", пулеметная
лента на поясе, черные очки и длинные прямые черные волосы, зачесанные за
уши... Лишь любимая хэтфилдовская гитара да рыжие усы выдавали лидера
Metall..., пардон, The Lemmys. Остальные "Лемми" выглядели точно так
же. Сэт тоже
вполне соответствовал названию: "Overkill",
"Damage Case", "Stone Deaf Forever", "Too Late",
"The Chase Is Better Than The Catch" и "We Are The
Roadcrew". Причем, последний номер
исполнялся вместе с самим юбиляром, в то время как Лемми Ньюстед уже занимал
места за столиками, где после последущего выступления настоящих Motorhead - то
есть официальной части - началась часть торжественная. В "Whisky"
присутствовало немало и других известных музыкантов, однако после такого с
Metallica сравниться уже никто не мог. Итог шоу подвел Ларс Ульрих, сказав, что
если бы не такое дело, Metallica ни за что бы не вылезли из студии.
И как показало время, этому вполне можно было уже
верить. Хотя дата выхода нового альбома в последующие несколько месяцев
неоднократно переносилась: январь, февраль, март... Далее уже более конкретно:
6 мая (немецкий журнал "Metal Hammer" даже выкопал откуда-то и
название диска - '6', что судя по всему, было сном или бредом одного из сотрудников
редакции), 3 июня и наконец 6 июня 1996 года - шестой альбом шестого месяца
96-го года под названием 'Load'. Весь неравнодушный к творчеству группы
Metallica мир замер, как говорится, в ожидании...
Но когда в нашу редакцию, равно как и во все
остальные причастные к шоу-бизнесу организации мира, в апреле поступила
демо-кассета Metallica с первыми восемью окончательно сведенными композициями с
предстоящего CD, ожидаемого суперэффекта никто не ощутил. Более того, лично у
вашего покорного слуги - автора сего околомузыкального научного труда, кстати,
уже не первого - возникло некое двойное (или сдвоенное) чувство. Уже после
первого прослушивания (впрочем и после второго, третьего и еще нескольких
последующих) возникло непреодолимое желание завалиться спать, нажав в падении
кнопку "Stop". С другой же стороны, все услышанное представляло собой
ОЧЕНЬ тяжелый, СОВЕРШЕННО бескомпромиссный, СТОПРОЦЕНТНО профессиональный
материал, который ничем иным, как Metallica, назвать было просто невозможно.
Вышедший чуть позже полный альбом практически ничего, кроме как еще 6 песен, к
ранее услышанному не добавил.
Однако пару месяцев спустя альбом 'Load' предстал
перд автором в несколько ином свете. Ошибка заключалась в изначальном ожидании
всем привычной, можно даже сказать, шаблонной Metallica. Ведь если не думать о
"черном" альбоме, равно как и о всех ему предшествующих работах,
'Load' - очень даже неплохая пластиночка. Есть, конечно, элемент скучноватости
и занудности (и немалый), но есть у него и масса достоинств. Прежде всего,
новый альбом, как никакой предыдущий, отличается высочайшим профессионализмом и
техникой исполнения. Так технично Metallica еще не звучала никогда. Другим же
и, пожалуй, основным достоинством альбома является сверхтяжесть и мощь материала.
Как сказал по этому поводу Ларс Ульрих, "по отношению к новым риффам я
предпочитаю слово "жирные". Его коллега по группе Джейсон Ньюстед
объясняет это уже упомянутой "расслабухой" при работе в студии.
"По-моему, - говорит он, - новый альбом просто идеален. Во всяком случае,
по сравнению с "черным альбомом" это именно так. И если даже не брать
во внимание песни как таковые, на этот раз мы добились НАСТОЯЩЕГО
металликовского звучания, чего нельзя сказать о предыдущем CD. Прежде всего мы
сразу поставили себе цель сделать альбом максимально живым и естественным -
альбом "Metallica" вряд ли можно назвать живым. Да и записывали мы
его уж слишком педантично - в студию мы пришли тогда с готовыми на 100%
песнями, многократно уже отрепетированными, переписывали каждый кусочек, каждую
нотку по тысяче раз! Кирк, например, помню, в день записывался максимум час.
Все же остальное время он занимался отшлифовыванием уже давно и окончательно
сочиненного материала..."