Полная история
1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: 6 :: 7 :: 8 :: 9 :: 10 :: 11 :: 12 :: 13 :: 14 :: 15 :: 16 :: 17 :: 18 :: 19 :: 20 :: 21 :: 22 :: 23 :: 24 :: 25 :: 26
20/26
Кстати, вскоре после
упомянутого британского турне Джейсон Ньюстед предстал перед публикой в
несколько новом для себя имидже - коротко стриженный. "Почему? -
спрашивает бывший обладатель богатой шевелюры. - А просто так, надоели. Да и
нового чего-то хочется. Немного, правда, непривычно трясти головой на сцене, а
так ничего, даже лучше, чем прежде. Джеймс даже завидует мне! Говорит, что тоже
бы подстригся, но пока он решается только на сбривание висков - фронтмэн
все-таки. Кирку тоже хочется, но у него такой вид, что короткая стрижка ему
просто не пойдет. Ларс же такие вещи воспринимает болезненно и слишком
серьезно. Он считает, что длинные волосы - главнейший атрибут рокера, и без
него ты уже не металлист. Да, он всегда был чокнутым на этом!"
С Британских островов METALLICA прямиком
направились в долгожданную Германию. "Визит в эту страну по-прежнему много
значит для нас, - говорит Ларс Ульрих, - эта страна уже стала для нас вторым
домом. Здесь самые преданные фэны, которые верны нам с самого первого посещения
немецкой земли в феврале 1984 года. Тогда в Европе мы были даже больше
известны, чем в Америке, и нас не забыли до сих пор. А судя по высоким местам в
хит-парадах, здесь появилось немало новых фэнов METALLICA".
22 ноября, "Olympiahalle", Мюнхен,
20:19. На вспыхнувшем светом экране появляется бородатый Ларс Ульрих,
приветствующий из раздевалки своих фэнов на ломаном немецком: "Хэлло,
Мюнхен! Как дела?! Сейчас будет METALLICA! Еще минут двадцать..."
METALLICA снова в Германии! Девять убойнейших шоу. Последнее - 5 декабря в
Берлине и - auf wiedersehen! Джеймс Хэтфилд, Ларс Ульрих, Кирк Хэммет и Ларс
Ульрих отправляются на полуторамесячные каникулы, оставив своих фэнов наедине с
новым 4-часовым видеофильмом под названием 'A Year-and-a-half In The Life Of
Metallica', который увидел свет 16 ноября.
Содержание этой двухсерийной ленты целиком и
полностью соответствует ее названию. Тогда как большинство подобных фильмов
составляет непосредственно музыка, в металликовских "полтора года"
все наоборот. В первой части - хроника девяти студийных месяцев, во второй -
своеобразный дневник гастролей группы. И что самое ценное, фильм этот
показывает как раз оборотную сторону медали, обычно скрытую от фэнов жизнь
группы, подобно приведенному выше фрагменту дневника Джейсона Ньюстеда.
Сотворен этот видео-эпик был благодаря режиссеру Адаму Дабину, прошедшему с
оператором Винни Джордано и через студию "One On One", и через турне
с GUNS N' ROSES, ни на шаг не отставая от главных героев будущего фильма.
"С METALLICA я встретился в октябре 90-го,
приняв это предложение от их менеджмента, - рассказывает Дабин. - Вообще-то я
не особый поклонник METALLICA, но меня всегда восхищала их честность и
преданность своему делу. Работать с ними для меня было большим удовольствием.
Первое время, правда, они несколько сторонились меня, но уже где-то к середине
съемок мы были большими друзьями. Я даже не знаю всех их песен, потому что
относился ко всему совершенно непредвзято. Я просто приходил и тусовался вместе
с ними. Больше всего в METALLICA мне нравится индивидуальность каждого из них.
Все четверо очень разные, что я и старался подчеркнуть в своем фильме.
Например, Джеймс из тех людей, что всегда твердо стоят на земле и которых сбить
с ног очень тяжело. Он довольно спокойный, тихий человек и потрясающий
музыкант. Он может замолчать в разгар какой-нибудь беседы, написать песню типа
"The Unforgiven" и продолжить разговор как ни в чем не бывало. Ларс -
полная ему противоположность. Меня всегда забавляла его способность говорить,
не умолкая, как только включается камера. Кирк - жутко прикольный малый. У него
всегда есть с собой что-нибудь вроде последнего комикса ужасов или кассета с
ужастиком. Он просто как ребенок! И, наконец, Джейсон. Этот - настоящий сгусток
энергии. Рядом с ним невозможно находиться в плохом настроении. Джейсон всегда
веселый, скромный и очень простой парень".
После студии METALLICA решила запечатлеть для
истории и свое турне. И вот Дабин с Джордано уже в дороге, снимают путешествие
группы по миру, концерты, фанатов, обсуждения прошедших выступлений в гримерке,
настройку аппаратуры, обеды и так далее, что, собственно, и составляет вторую
часть "полутора лет". Плюс ко всему в фильм также включены все
видеоролики METALLICA, за исключением лишь "One". Одним словом,
подарок для истинных поклонников очень ценный и, самое главное, действительно
долгожданный.
Российская же часть многомиллионной армии
METALLI-фэнов, коей, собственно, и предназначается сие объемное творение, к
новому году помимо видео получила еще один, не менее долгожданный подарок. 26 декабря
92-го года свет увидело первое специальное приложение к журналу "Рок
Сити", целиком посвященное одной из самых почитаемых и уважаемых в нашей
стране групп, принадлежащее перу Вашего покорного слуги. По сути это издание
явилось первой серьезной работой в стране, посвященной группе METALLICA. Из-за
больших издательских ограничений и технических трудностей история та была
изрядно ужата, однако и в таком виде "Полная история METALLICA" была
настоящим METALLI-кбезом, своего рода спасательным кругом в обстановке полного
отсутствия информации о кумирах наших металлистов.
А ровно через месяц по ту сторону земного шара, в
Америке, METALLICA начали второй тур по "неизвестным" городам страны.
Единственным исключением был Монреаль, тот самый зал, где Джеймс Хэтфилд и
"подорвался на вражеской мине". И нужно понимать, в качестве
компенсации за моральный ущерб местным металлистам на этот раз было
организовано целых два концерта подряд - 12 и 13 февраля. Эта поездка была
завершена 21 числа, после чего началось то, что в свое время Джейсон Ньюстед
назвал "периодом Х": экзотика! Четыре концерта в Мексике, далее -
Гавайи, Корея, мини-турне по Японии, два выступления в Индонезии, Малайзия,
Филиппины, Таиланд, Сингапур, три недели в Австралии и столько же в Южной Америке:
Чили, Венесуэла, Бразилия, Колумбия... Больше всего запомнился горячий
индонезийский прием 10 и 11 апреля, после которого власти Джакарты, где и
происходили концерты, предъявили организаторам турне счет на кругленькую сумму
за разгромленный зал, чему виной была якобы провоцирующая насилие музыка
METALLICA. Как сказал тогда Ларс Ульрих, "все мы очень огорчены поведением
так называемых "фэнов", использовавших наш концерт как повод
разбивать машины и поджигать магазины. Ни наша музыка, ни наши концерты никоим
образом не склоняют к этому. Нам очень понравилось у вас, и мы надеемся, что
еще посетим Джакарту со своими концертами".
C 19 до 23 мая METALLICA прощалась до следующего
мирового турне с любимой Германией (в первом отделении - Alice In Chance), плюс
26 мая - концерт в Берлине с Suicidal Tendencies (до этого, 24 числа, играли в
Чехословакии). Далее следовали три выступления в Скандинавии - Копенгаген,
Стокгольм и Хельсинки. 5 июня группа выступила на большом фестивале в Милтон
Кейнс, Англия, вместе с Megadeth и... Diamond Head. "Мог ли я себе
представить когда-нибудь такое?! - восклицал Ларс Ульрих. - Нас разогревают
Diamond Head!!!" Однако большее потрясение испытали сами ветераны.
"Это было просто невероятно, - говорит Брайан Тэтлер, - это было наше
самое большое выступление. Последний раз, когда мы участвовали в концерте
такого уровня, был в Донингтоне в 83-м году! И вот через десять лет нас
приветствует 60-тысячная толпа".
"Нас очень хорошо принимали, - продолжает
Шон Харис, - мы очень благодарны METALLICA и Ларсу особенно за все, что он
сделал для нас. Если бы не он, мы вряд ли бы даже собрались снова, не говоря
уже об этом фестивале, где под Diamond Head фанатели не только бывалые рокеры
типа него, но и совсем молодые ребята. Спасибо!"
В преддверии этого шоу на имя Питера Менша пришел
факс из "Phonogram", озаглавленный как "Что дальше!!" В
послании говорилось о выпуске очередного сингла с предложением пяти возможных
вариантов - от очередного переиздания "One" или "Enter
Sandman" и до "Don't Tread On Me". Однако самой интересной идеей
был выпуск второго 'The $5.98 EP' с названием типа: 'Nowhere Else To Fucking
Roam... Nothing
Else To Fucking Play'. Однако в конечном итоге
сошлись на последнем пункте, который гласил: "Не выпускать вообще
ничего!"
После Милтон Кейнс металликовцы прокатились по
Европе, отыграв практически во всех ее странах. Велись также переговоры о
втором визите в Москву, однако по ряду причин этому концерту так и не суждено
было состояться, и в намеченный для этого день - 25 июня - METALLICA выступали
в... Турции!
И вот наконец Бельгия, фестиваль "Rock
Werchter" с участием Нила Янга, Ленни Кравица, Black Crowes, Faith No More
и METALLICA - 302-й, последний концерт, 202-й, последний город и 37-я,
последняя страна. Все. 24-месячное мировое турне группы METALLICA под названием
"Nowhere Else To Roam" было завершено. "В это трудно даже было
поверить, - говорит Джеймс Хэтфилд, - при одной только мысли, что этот концерт
последний, просто ехала крыша! Сразу после того, как мы сошли со сцены, я выдул
из горла две бутылки вина и блевал потом до самого самолета. Было, конечно,
очень тяжело разъезжаться по домам. Нечто похожее испытываешь после последнего
школьного звонка или увольняясь с работы, где проработал несколько лет. Мы так
все сдружились за это время. Я имею в виду всех тех, кто сопровождал нас в этой
поездке. Тем более, что на этот раз мы несколько иначе подошли к этому вопросу,
чем раньше. В прошлых наших турах мы общались лишь со своими персональными
техниками, остальные же дорожники слышали от нас исключительно "fuck
off!". Теперь же мы периодически разговаривали с каждым персонально, чтобы
никто не чувствовал себя ненужным и одиноким, чтобы не было никакой злобы,
раздражения и прочих стрессов. Это очень важно".
"Мне не верится в это до сих пор, - сказал
Ларс в интервью через пять дней после возвращения в Сан Франциско относительно
завершения гастролей. - Такое чувство, что у нас просто очередной перерыв и что
со дня на день турне продолжится как ни в чем не бывало".
Но как бы там ни было, турне действительно было
победно завершено, и все четверо облегченно окунулись в море ничегонеделания,
напомнив о себе лишь 22 ноября, когда на фирме Phonogram вышел бокс METALLICA
под весьма самокритичным названием 'Live Shit: Binge & Purge'.
Довольно-таки объемная коробка - уменьшительная копия гастрольного ящика с
аппаратурой группы - вмещала в себя три видеокассеты с записью двух выступлений
METALLICA 89-го и 92-го годов, двойной компакт-диск с концертом 93-го года,
72-страничный буклет со множеством фотографий и документации турне, а также
настоящую аккредитацию в "Змеиную Яму" и трафарет новой эмблемки
группы, "страшного парня", как называют его сами музыканты. Стоил
такой наборчик прилично - порядка ста зеленых бумажек с изображением первого
президента Америки. "Если бы все эти вещи продавались по отдельности в
разное время, то стоили бы они так же, если не больше, - объяснял Джеймс
Хэтфилд, - посчитайте сами! Мы не из тех, кто старается нажить денег на любой своей
продукции. Посмотрите вокруг: люди выпускают сингл-видео и двойное видео,
простой CD и тут же - двойной, тройной диск в двух видах - с парой редких
плакатов и концертными бонус-трэками. По-моему, это настоящая обдираловка своих
фанатов, подразумевающая к тому же фразу: не хочешь - свободен! У нас же -
девять (!) часов музыки, огромная книжка с фотографиями плюс аккредитация на
память, трафарет - чуть ли не ключи от наших домов! И только потом: не хочешь,
- не бери. Есть разница?"
"Вначале, - рассказывает Ларс историю
появления сего ящика, - мы с Питером (Меншем) задумывали только лишь два видео
- в Сан-Диего, снятое еще во время "Justice - Tour", и в Сан-Диего -
самое начало нашего последнего турне. Ну, можно было еще добавить сингл с парой
концертных вещей. Однако когда через год с лишним мы снова посмотрели эту
пленку, чтобы начать выбирать из двух концертов самые лучшие куски, мы даже
удивились, насколько изменился наш сэт, да и сама наша игра - причем в лучшую
сторону. Поэтому мы и решили запечатлеть два концерта - в начале турне и в
конце, поместив второй, записанный в Мехико, на CD".
"Я уже не говорю о разнице с сиэтльским
видео, - продолжает Хэтфилд. - Это было, во-первых, четыре года назад, когда мы
еще играли такие вещи, как "The Thing That Should Not Be",
"Breadfan", песни с '...And Justice For All', полную версию "Master Of
Puppets". Потом - разное звучание, сама
энергия - здесь мы играем на огромной сцене, там же - более тесная обстановка.
Да и вообще интересно вспомнить это. Что же до буклета, то кроме множества
фотографий мы дали возможность народу как бы заглянуть за кулисы, посмотреть на
нашу жизнь в турне. Там множество сэт-листов, распорядков дня, разных
телеграмм, факсов, счетов и прочей документации. То есть это не 'The Live Album:
Metallica At The Budokan' или что-то в этом роде, это именно большой набор
дерьма, ха-ха-ха! Одним словом, 'Live Shit' - это именно то, что нужно было
нашим поклонникaм, и именно в этот самый момент, когда гастроли уже давно
закончились, а до нового альбома времени еще столько же, а то и больше".
Хотя больше всего этот проект был нужен самим
музыкантам. Несколькими страницами раньше вы уже имели возможность вкусить все
прелести послегастрольных отпусков METALLICA из уст Ларса Ульриха. Так вот, по
признанию его коллеги Хэтфилда, 'Live Shit' как раз и являлся частью этой
ностальгии, только образца 93-го года: "Да-да, именно ностальгия. Когда
буквально через пару недель после возвращения домой тебя начинает ломать, как
какого-нибудь наркомана. Только наркотик у нас немного другой - дорога.
Поэтому-то этот альбом был для нас так важен, он вновь собрал нас всех вместе в
группу и снова окунул в работу. А это - наша жизнь. И, кстати, если бы мы
занялись этим, скажем, через полгода, все получилось бы совсем иначе и, может
быть, не так круто, потому что через полгода мы пребывали бы совершенно в ином
расположении духа и состоянии ума".
"Просто в таком случае у нас было бы гораздо
меньше энтузиазма, - продолжает Ульрих. - Мы порядком охладели бы к этому
концертному материалу, подзабыли бы энергию фэнов, просто всю картину
концертов. Поэтому 'Live Shit' появился в нужное время, это абсолютно точно,
уверяю".
Интересно, что практически сразу после появления
концертного бокса в продаже в средствах массовой информации появились
совершенно нелепейшие слухи о том, что группа METALLICA приказала долго жить.
Поводом для этого стало официальное сообщение из лагеря группы о начале
длительного отпуска музыкантов, вследствие чего очередной студийный альбом появится
очень не скоро. Впрочем, группы как таковой некоторый период времени
действительно не существовало - все четверо разбрелись в разные стороны и чуть
ли не год практически не виделись друг с другом. Но с другой стороны, никому и
в голову не придет назвать школу расформированной и ликвидированной только
потому, что ее ученики разъехались на летниe каникулы. Правда, до нового
альбома было действительно еще очень далеко. Тогда же, после выхода 'Live
Shit', Ларс Ульрих заявил, что девятимесячный отпуск METALLICA после турне все
еще продолжается, к новому материалу группа приступит не позднее окончания
своего отпуска, то есть весной 1994 года.
Весной же оказалось, что на творчество METALLICA
что-то не тянет, да и по сцене уже успели соскучиться... И 30 мая 94-го года в
Буффало, в "Darien Amphitheatre" после выступления Danzig и Suicidal
Tendencies из колонок раздалась знаменитая и в данный момент очень символичная
"The Boys Are Back In Town" Thin Lizzy. Парни действительно вернулись!
После до боли знакомого интро на сцене появился Джеймс Хэтфилд со свойственным
ему приветствием: "Fuck You!!!" И первый номер -
"Breadfan"! "Только эта группа может открывать свой концерт
кавер-версией и иметь бешеный успех," - было написано в одном из
концертных репортажей лета 94-го. "Да, это было довольно забавно, -
говорит Ларс. - В Америке множество людей не слышали эту песню ни в оригинале,
ни в нашем исполнении, поэтому, когда выходит Джеймс и кричит:
"Bre-e-e-a-adfa-a-a-an!", народ думает, что это наша новая
песня". Кроме такого оригинального начала металликовцы приготовили для уже
истосковавшихся своих фэнов еще несколько сюрпризов. Так, группа впервые играла
"The God That Failed", после долгого перерыва - "Disposable
Heroes", а также совершенно умопомрачительную смесь из "The Four
Horsemen", "Ride The Lightning", "Fight Fire With
Fire", "No Remorse" и "Phantom Lord". Заканчивалось
шоу "Enter Sandman", плюс добавочная "So What?". Кроме
того, Джеймс представлял "новейшую песню METALLICA, которую поет Джейсон
Ньюстед! Она называется... "Seek & Destroy"!"
"Наверное, это наш самый лучший сэт за всю историю группы, - размышляет
Ульрих. - Два с половиной часа без всяких соло и пауз, с песнями, многие из
которых мы не играли уже несколько лет. Это очень оригинально".
Cами же музыканты тоже предстали перед публикой в
несколько измененном виде. Джеймс был довольно заметно подстрижен, и от былой
пышной шевелюры остался лишь жиденький хвост. Джейсон Ньюстед с Кирком Хэмметом
выходили на сцену в шортах по колено а-ля Генри Роллинз и такой же длины
майках. Последний, кроме того, заплел свои волосы в десятки толстых косичек,
завязанных, в свою очередь, в хвост - эдакий растаман середины 90-х, и проколол
все возможные места на своем по-прежнему детском личике для колец, брошек и прочего
металла. Такая вот METALLICA!
Ну, наконец, и о главном. Концерт этот был ни чем
иным, как началом... нового (!) турне (!) группы под названием "Shit Hits
The Shed", о котором было официально сообщено 23 апреля. Этот 11-недельный
тур прошел по 51 городу Америки, включая фестиваль "Woodstock - 2",
состоявшийся неподалеку от Нью-Йорка 13 и 14 августа, в котором приняли участие
свыше двадцати исполнителей, среди которых были такие знаменитости, как
Aerosmith, Боб Дилан, Джо Коккер, Nine Inch Nails, Traffic, Rollins Band, Питер
Габриэль, Red Hot Chili Peppers, Шерил Кроу, Green Day, Cranberries и другие.
METALLICA играла вечером первого дня, что позже было запечатлено на аудио- и
видео-"отчете" о фестивале под названием "Woodstock 94".
"Нам так хотелось снова на сцену, - объяснял Кирк Хэммет это неожиданное
решение группы относительно турне, - что мы просто не выдержали".
"Здесь, в Америке, существует неписаный
закон: ты не можешь отправляться в турне, не имея нового альбома, - говорит
Ларс Ульрих. - Все правильно, но мы - METALLICA, и нам нравятся такие вот
выходки! И это турне оказалось одним из самых лучших наших гастрольных поездок
за все годы существования METALLICA. Я очень доволен концертами".
Еще бы! 20-25 тысяч человек каждый вечер, полные
аншлаги! Подводя итоги года, "Shit Hits Sheds" стало лучшим
американским турне 1994 года. "После окончания мировых гастролей мы не
виделись друг с другом почти девять месяцев, - продолжает босс группы, - и
прежде чем приступать к сочинению нового материала, мы решили, что неплохо бы
было чуть попривыкнуть к друг другу. А что может быть лучше для этой цели, если
не турне? Мы сидели дома в Сан-Франциско и за доброй дозой пивка решили, а не
поехать ли нам летом в турне?! Ха-ха-ха! И хочу еще добавить, что если мы
что-то и вынесли из этого турне, так это то, что METALLICA - настоящая
хэви-металл-группа во всех смыслах этого слова".
"Это было просто круто, - сказал Джеймс
Хэтфилд, - и, пожалуй, мы с Ларсом довольны им больше, чем парой последних мировых
туров вместе взятых. Хотя было немного тяжеловато - очень плотный график,
десятки интервью в день, и потом, мы почти забыли, как играть свои же песни!
Но все прошло просто замечательно, и сейчас мы
полны решимости и сил приняться, наконец, за новый альбом, альбом METALLICA
номер 6".
Однако не тут-то было. Как это нередко случается,
достигнув такого большого статуса, группа непременно ввязывается в какую-либо
судебную тяжбу. У METALLICA это началось 15 октября, и на "разборки"
была вызвана компания "Elektra", американский дистрибьютор группы.
История эта началась с президента фирмы Боба Краснова, который покинул свой
пост в июле 94-го и предложил METALLICA новый контракт, поскольку срок действия
прежнего уже истекал. Elektra дала группе отказ, после чего и была выявлена
масса нарушений закона в прежнем контракте. Во первых, несмотря на то, что
METALLICA последние несколько лет являлись практически ведущими артистами
Elektra, группа получала всего лишь 14 % гонорара от проданных пластинок, и если
учесть, что за десять лет сотрудничества в США было продано свыше 25 миллионов
дисков, а последний альбом до сих пор расходился в колличестве 30 000
экземпляров каждую неделю, легко представить убыток, нанесенный группе.
"При всем при том, - говорит Ларс, - мы никогда не качали свои права.
Единственное, что мы требовали всегда, так это наши мастер-тейпы - спасибо,
кстати, Питеру (Меншу) и Клиффу (Бернстейну), которые объяснили нам всю
важность этого. Дело в том, что если не сделать этого, фирма автоматически
становится полноправным владельцем записи. Посмотрите, что делает CBS с
пленками Aerosmith: сплошные концертники и сборники, и ничего поделать уже
нельзя! Возвращаясь же к нашей истории, хочу заметить, что мы никогда не
скандалили из-за денег со своей компанией. Просто когда мы заключали этот
договор, мы практически ничего не знали о всех этих тонкостях. К примеру, я
понятия не имел о том, что если новый альбом расходится вдвое больше
предыдущего, ты имеешь полное право требовать увеличения гонорара. Но самая
главная причина - то, что мы были и так довольны положением дел и хорошо ладили
с работающими с нами людьми типа того же Краснова".
И тем не менее процесс начался, в ходе которого
также выяснилось, что по калифорнийским законам артист не имеет права заключать
контракты более чем на семилетний срок. METALLICA же, как известно, работали по
одному контракту с "Elektra" десять лет. "Я просто чувствую себя
и своих друзей обосранными, - гневно говорил Ульрих журналистам. - Столько лет
нас попросту дурачили и водили за нос, тогда как сами они поднялись, благодаря
METALLICA, чуть ли не вдвое! Да мы просто обязаны подать на них в суд!"
Иск группы, правда, судом не был удовлетворен, и контракт, несмотря ни на что,
был признан вполне законным и имеющим силу документом. Такой вариант METALLICA,
естественно, не устраивал, и судебные разбирательства затянулись еще на
несколько месяцев, в результате чего группа все же покинула
"Electra", добившись в конечном результате только лишения фирмы всех
прав на использование прежних записей METALLICA.