Полная история
1 :: 2 :: 3 :: 4 :: 5 :: 6 :: 7 :: 8 :: 9 :: 10 :: 11 :: 12 :: 13 :: 14 :: 15 :: 16 :: 17 :: 18 :: 19 :: 20 :: 21 :: 22 :: 23 :: 24 :: 25 :: 26
18/26
A Мetallica между тем уже снова
была в дороге. Металлисты 18 европейских городов с нетерпением ожидали у себя
появления команды звезд под названием "Monsters Of Rock": Black
Crowes, Queensryche, Motley Crue, Мetallica и "начальство" - AC/DC.
"Это жутко здорово, - говорит Джейсон Ньюстед, - еще с 70-х мы все очень
любили AC/DC, и сейчас мы очень рады играть с ними на одной сцене".
"Да, да, - подхватывает Ульрих, - лучшей
вещи я просто не могу себе представить! AC/DC - одна из групп, которыми я
по-настоящему восхищаюсь и почитаю. В последнее время мне хотя и нравятся
команды типа Faith No More или Red Hot Chili Peppers - они очень остроумны и не
подходят ни к одной музыкальной категории - но они не из тех, кто влияет на
Мetallica. AC/DC - вот про кого я могу такое сказать! К примеру, такие
суперпростые барабаны на 'Metallica' - влияние как раз AC/DC. Так что турне с
ними лично для меня - огромная честь. И потом, такое турне нам сейчас очень
даже кстати. В Америке принято начинать гастроли не ранее чем через три месяца
после выхода альбома, а сидеть все это время без дела - смертельно скучно. Что
же касается нашей роли разогрева AC/DC, то я думаю, что до хэдлайнеров на
"монстрах" нам еще далековато, нужно немного подождать. Тем более в
Европе наш подъем за прошедшие лет шесть по сравнению со Штатами был не
особенно большим. Скажу даже больше! Нам действительно в кайф играть в
подпрограмме. Многие не понимают нас, но, честное слово, это так".
Итак, 10 августа 1991 года "Монстры
Рока" стартовали в Копенгагене. "Для меня это было самое крутое шоу
во всем турне, - вспоминает Ларс Ульрих. - Мало того, что я выступал на своей
родине, да еще на стадионе, где с пяти лет играл в теннис, там тренировалась
наша команда".
Заехав в польский городок Катовице, вся команда
прибыла в знаменитый Касл Донингтон, где 17 августа отгремело основное шоу
"Monsters Of Rock", после чего отправились колесить по всей Европе,
проехавшись в общей сложности по 12 странам. Выступление Мetallica длилось час
с небольшим, вследствие чего их концертный сэт был сокращен до минимума. Однако
в этот час им невероятным образом удалось впихнуть все свои суперхиты, а также
две новые вещи. Одним из запоминающихся моментов всех концертов был поющий
Джейсон Ньюстед. Его лидирующий вокал можно было услышать не раз, и если еще на
весенних немецких фестивалях 90-го года это было своеобразной хохмой, то теперь
было видно, что это стало уже неотъемлемой частью шоу METALLICA. "Это
классные перемены! - восторгается Джеймс Хэтфилд. - Ему нравится попеть
"Seek & Destroy" и "Whiplash", а мне это дает возможность
побольше побегать, поплеваться, чем раньше. Этот парень классно рычит, и мы
дали возможность ему попеть - может быть, когда-нибудь у него получится
что-нибудь более мелодичное и гармоничное. А нет - так нет. Мы всегда пробуем
что-то новое на концертах - это ведь живой сейшн, и необязательно звучать
точь-в-точь как на альбоме". Последнее шоу "Monsters Of Rock"
прошло в испанской Барселоне 24 сентября, однако AC/DC и METALLICA пришлось
отыграть еще один, ранее не планировавшийся, но тем не менее желаемый - как
музыкантами, так и фэнами - концерт. Речь идет об уже ставшем у нас легендарным
выступлении в Москве.
Этого дня ждали долго. Очень долго. Еще несколько
лет назад музыканты METALLICA в различных интервью говорили о том, что хотели
бы выступить в России, в этой загадочной для них стране, где, по доходящим за
океан слухам, очень много поклонников METALLICA. Ну, "много" - это
еще мягко сказано. Вряд ли, наверное, можно найти группу, пользующуюся большей
популярностью и уважением в бывшем Советском Союзе, чем эта калифорнийская
четверка. Не один год METALLICA вдохновляла и будоражила умы сотен тысяч
русских металлюг, точно так же, собственно, как и их коллег во всем мире, с той
лишь разницей, что отечественные фэны никогда не только не видели своих кумиров
живьем, но и не могли себе этого представить даже в самых бредовых мыслях. И
хотя в России уже побывало немало звезд тяжелого рока, сообщение о приезде
METALLICA и AC/DC в Москву казалось чем-то из области научной фантастики. Но
тем не менее это было так. Всего за 26 дней поистине героическими усилиями
компании "date2 Warner" с их стороны и фирмы "Biz
Enterprises" с нашей был провернут этот невероятный проект по организации
концерта "Monsters Of Rock" в Москве во славу победы россиян над
путчистами 19-21 августа 1991 года.
20 сентября в Нью-Йорке компания date2 Warner
Inc. объявила о принятии приглашения правительства России и мэрии Москвы
провести в субботу 28 сентября этот крупнейший в истории нашей страны
рок-концерт.
"Поле аэродрома для высадки этого
рок-десанта выбрано не случайно, - сказал в одном из интервью президент Biz
Enterprises Борис Зосимов. - Нам была нужна площадка, которая могла бы вместить
всех желающих увидеть живьем своих кумиров, знакомых многим пока лишь по фото в
журналах и кассетным записям. Приходите все! Даже миллион зрителей будет
обеспечен качественным звуком и полноценным зрелищем, причем от концертов
"Монстров Рока" в других странах наш будет отличаться тем, что он
будет бесплатным. Хочется также сказать, что концерт в Тушино не надо путать с
широко нашумевшей в прессе акцией "Голос Свободы" на Манежной
площади, планировавшейся на то же число. Мы тоже празднуем свободу России, но у
нас шум будет не в газетах, а на сцене".
"Монстры" приехали, правда, в несколько
измененном составе - с фестивального поезда сошли Motley Crue и Queensryche,
которых заменили на техасских трэшеров Pantera и московских Э.С.Т. Однако такая
рокировка нашим фэнам была, что называется, до барабана: ждали только ИХ, ждали
даже больше AC/DC - хэдлайнеров фестиваля.
Итак, 28 сентября 1991 года, Москва, аэродром
Тушино, гигантская сцена, прокатившаяся уже по всей Европе. Известие о приезде
METALLICA и AC/DC поставило на уши металлистов всей страны - на концерте можно
было встретить людей даже из самой Сибири (!), не говоря уже о более близких
районах. Они-то в основном и составляли полуторатысячную толпу, которая провела
ночь с 27 на 28 число перед еще строящейся сценой. Жгли костры, играли на
гитарах, пели, пили, поминая заодно пятилетие со дня смерти Клиффа Бертона, и
до сих пор не могли поверить, что через несколько часов на этой сцене будут
стоять ОНИ. Основная же масса начала стекаться на летное поле с самого раннего
утра и в апогее достигла чуть ли не миллиона человек. "Мы ждали восемь
лет!" - гласил один из многочисленных транспарантов, развевавшихся над
людским морем, и, пожалуй, лучше всего передавал всю атмосферу и настроение
происходившего на тушинском поле.
Наконец в 17:40 из колонок раздалось
традиционное, до боли знакомое интро и показались четверо черных монстров под
названием METALLICA... Создавалось впечатление, что вот-вот раздастся ядерный
взрыв и все Тушино провалится в преисподнюю. Земля буквально содрогалась под
мощными аккордами до боли знакомых песен. Казалось, что даже воздух наполнился
этой свинцовой тяжестью и готов рухнуть на эту и так истерзанную тысячами ног
землю. Никаких слов не было нужно - это была METALLICA!
После шоу музыканты во многих интервью
восхищались нашими фэнами, признав тушинский концерт одним из лучших своих
выступлений. Джеймс Хэтфилд заявил даже, что в будущем ни одно мировое турне
METALLICA не обойдется без России. "Мы очень счастливы, что попали в число
выступавших здесь, - сказал прямо перед выходом на сцену Джейсон Ньюстед, - это
очень круто! Я чувствую себя хорошо, просто прекрасно. Нам всем понравилась
Москва, METALLICA здесь очень тепло принимают, и мы видим, что она очень многое
значит в России. А этот концерт, я думаю, станет как бы предисловием к тому,
что может случиться позже, когда мы вернемся сюда со своим полным хэдлайн-шоу,
и, может быть, даже с целым турне".
Однако после концерта Джейсон восторгался намного
меньше. Причиной тому были неумелые, необдуманные и чрезвычайно жестокие
действия милиции и военных по отношению к публике, которые оставили далеко не
лучшие впечатления о нашей стране не только у басиста METALLICA, но и во всем
мире. "Стоя на такой огромной сцене, - говорит Джейсон, - всегда есть на
чем сосредоточить свое внимание. Но в Москве я смотрел в глаза этим мальчишкам.
Они пришли посмотреть на свои любимые группы, потанцевать, попрыгать. Я видел
их страждущие глаза и тянущиеся руки, но потом их начали избивать. Зверски
избивать! Охрана творила что-то не поддающееся осознанию! Я был просто в шоке!
Конечно, контролировать такое количество народа - всегда большая проблема, но
они, полагаю, даже понятия не имели как это делается, и просто били народ,
оттаскивая некоторых потом к своим машинам. За всю свою жизнь я не видел более
ужасного зрелища. Я был просто в депрессии".
Джеймсу Хэтфилду больше всего запомнилась Красная
Площадь. Впоследствии на вопрос о самом большом потрясении, испытанном им в
этом двухгодичном турне, он ответил: "Красная Площадь. Когда мы приехали
туда в первый раз (METALLICA побывала в самом сердце Москвы дважды - прим.
автора) было что-то около полуночи, и мы были несколько пьяны. Когда же мы
вышли из автобуса, лично у меня весь хмель тут же прошел. Меня внезапно
охватило какое-то неописуемое чувство, все вокруг было как бы пронизано,
пропитано ненавистью. Даже воздух был наполнен злом. Этот дух Ленина, сама
архитектура на площади... Я по-настоящему испугался и быстро вернулся обратно в
автобус. Не знаю, что это было, но я действительно испугался".
Ларс Ульрих же, вспоминая Москву, говорит, что
основные события для него происходили в ту же ночь перед концертом, когда,
попив пивка, он вместе с Кирком Хэмметом поехал кататься на такси по городу. В
два ночи посмотрели смену караула у Мавзолея Ленина, а ближе к рассвету приехали
к российскому Белому Дому. "На том месте, где погибли те трое парней, мы
встретили несколько молодых ребят, разбивших там целый палаточный городок, -
рассказывает Кирк. - Они провели нас по площади, показали, где были баррикады,
рассказали о тех днях. Это было очень впечатляюще. Мы забыли обо всех наших
проблемах - там, на площади, мы действительно серьезно задумались о жизни и
смерти".
"В этой компании была пара гитар, -
продолжает Ларс, - и мы попросили ребят сыграть чего-нибудь. Один из них спел
нам "Wind Of Change" Scorpions. Так-то! А вы говорите: METALLICA, Bon Jovi,
Guns N' Roses... Scorpions - вот что в России
главнее всех других команд вместе взятых!"
Кроме того, Ларс Ульрих был глубоко потрясен тем
фактом, что для нашей молодежи музыка является не просто развлечением, а
настоящим источником силы. "Мы везде сейчас на первых местах, - говорит
он, - но там, на площади, не имело никакого значения - продали мы за неделю два
миллиона пластинок или нет. Мы разговаривали с теми ребятами - они хотели
свободы. У них те же надежды и желания, что и у других наших фэнов во всем
мире. И это не зависит от того, на каком мы месте. на первом или на 1000. Мне
запомнился один парнишка, который проскочил к нам в гостиницу. Я прогуливался в
фойе, и он остановился передо мною со слезами на глазах. Я даже не знаю, как
выразить охватившие меня чувства. Эти ребята были так воодушевлены уже одним
только фактом, что мы приехали к ним, и сейчас мне очень приятно думать, что,
может быть, наша музыка даст им что-то, за что можно было бы ухватиться".
Итак, турне "Monsters Of Rock" было
закончено, и METALLICA начали подготовку к собственному туру под названием
"An Evening With METALLICA" - "Вечер с METALLICA".
Первоначально в роли разогревающей команды планировались Skid Row. Однако в
последний момент Себастьян Бах & Со. отказались от этой поездки,
почувствовав, видимо, себя достаточно готовыми для своего собственного турне,
чего впоследствии, кстати, так и не произошло. METALLICA же не стала искать
замену Skid Row, получив шанс осуществить свою давнишнюю мечту - турне без
поддержки.
"На это было достаточно причин, - объясняет
Хэммет. - Во-первых, не был свободен никто из тех групп, которые действительно
заинтересовали бы нас. А во-вторых, мы выпустили уже пятый альбом, и нам
хотелось представлять побольше материала, но не в ущерб старым песням. Мы
хотели играть в равных пропорциях и старые, и новые вещи, для чего,
естественно, было нужно больше времени".
Впрочем, новшества в концертах METALLICA этим не
исчерпывались. "Наше новое шоу на 360 градусов противоположно тому, что мы
делали раньше," - рассказывал на пресс-конференции Ларс Ульрих, и это
действительно было так. Прежде всего это выражалось в самой сцене. Это было
довольно громоздкое и странное сооружение, не похожее ни на что сделанное
кем-либо раньше. Разве что у Def Leppard в 88-89 году было нечто отдаленно
напоминающее это. Однако идея построить такую сцену пришла в голову музыкантам
не под влиянием конструкций их шеффилдских друзей. "Эта идея появилась
года полтора назад, в аэропорту Амстердама, - говорит Ульрих. - Мы долго ждали
своего самолета, и кто-то нарисовал очертания бриллианта, сказав, что такой
можно сделать нашу будущую сцену".
"Материализация чувственных идей, - как
утверждал великий граф Калиостро, - это одна из труднейших и опаснейших задач
нашей науки". Однако METALLICA все же удалось воплотить в жизнь все свои
безумные идеи. Старушка Дорис казалась теперь какой-то детской игрушкой по
сравнению с новой бриллиантообразной конструкцией с перекрещивающимися мостами
(!) наверху, по своим размерам напоминающей скорее вертолетную площадку, чем
место для выступления четверых музыкантов. Размахнулись наши герои не на шутку.
То-то Хэтфилд недовольно ворчал в студии, что, мол, многовато денег на запись
уходит. Похоже, что на проектирование, изготовление, а также ежедневную
сборку-разборку, мягко говоря, сцены денег ушло никак не меньше, чем на все
девять месяцев студийной работы. Впечатление это усиливало также то, что
пришедшая на концерт публика наблюдала за всем происходящим не с одной, как
обычно, а со всех четырех сторон - ну что-то вроде большого цирка. На самой же
"арене", кроме двух барабанных установок Ларса, по очереди
появляющихся как бы из-под земли и перемещающихся в разных направлениях по ходу
концерта, больше ничего не было - ни привычных мониторов, ни аппаратуры и
колонок. Звук шел сверху, прямо с потолка, а в небольших перерывах музыканты
отдыхали прямо под сценой, где также распологались и их техники. Одним словом,
группа находилась словно на необитаемом острове в бушующем море неистовствующих
фанатов. Последние были даже на самой сцене! В прозванную самой METALLICA
"змеиную яму", расположенную почти в самом центре сцены, каждое
выступление продавалось от 50 до 100 билетов (в зависимости от зала). Места эти
занимали различного рода почетные гости, друзья музыкантов, а также... пираты.
"Зачем делать вид, что этого нет? - объясняет Ульрих. - Я видел
огромнейшие списки наших бутлегов, чуть ли не полтысячи, и все они, прямо скажем,
не блещут качеством. Так почему бы не дать желающим записать наш концерт
попасть в самый центр сцены, место с самым качественным звуком? В прошлом турне
мы уже пробовали пару раз поэкспериментировать с этим, но тогда было не все до
конца продумано, и мы решили отложить эту акцию до следующего раза. Теперь же,
думаю, все получилось как надо, и каждый желающий может уйти домой с отличным
сувениром - классной записью концерта".
И, наконец, о "разогревающем" фильме.
Эту идею группе подкинул их менеджер, побывавший на одном из концертов
последнего турне Пола Маккартни, где перед выступлением на экранах крутили его
видеоклипы. У METALLICA в течение получаса экраны показывали различные интервью
с музыкантами, фрагменты концертов, клипов - одним словом, некий документальный
фильм, охватывающий всю десятилетнюю историю группы. И только после этого на
экране появлялись сами музыканты, готовящиеся к выходу на сцену, что они через
несколько минут и делали. Далее следовало 2,5-часовое шоу со старыми и новыми
песнями, кавер-версиями и соло, причем не только гитарными и басовыми, как
раньше, но также и барабанными. Вот здесь-то и появлялась вторая установка, за
которой восседал сам Джеймс Хэтфилд! Когда-то в составе алкогольно-хулиганского
проекта Spastic Children Джеймс уже попробовал себя в этой роли, и вот теперь,
спустя несколько лет, он вновь взял палочки в руки и устраивал каждый вечер с
Ларсом настоящие барабанные дуэли, приводя народ в неописуемый восторг.
"Не нужно быть Шерлоком Холмсом, чтобы, услышав
первые звуки знаменитой мелодии из фильма "Хороший, плохой и злой",
понять, что сейчас на сцене появится METALLICA" - писал журнал
"Kerrang!" о фестивале "Day On The Green", состоявшемся на
стадионе в Окленде, Калифорния, в субботу 12 октября 1991 года. В программе
участвовали Soundgarden, Faith No More, Queensryche и, конечно, сами METALLICA,
которые играли на этой сцене 31 августа 85-го года, что и напомнил Джеймс
Хэтфилд, объявляя один из номеров: "Вы помните "For Whom The Bell
Tolls" c 'Cliff 'Em All'?! Это снималось здесь, и круче всех там получился
Клифф Бертон! Памяти нашего старого друга!"
С этого концерта и началось новое мировое турне
группы METALLICA, самое грандиозное за всю их историю. Достаточно было лишь
взглянуть на сопровождение группы. В то время как сами музыканты в самолете
убивали время игрой в покер, чтением прессы, а то и просто сном, внизу, на
земле, передвигалась целая автоколонна с аппаратурой и сценическим
оборудованием METALLICA - шесть автобусов, 12 грузовиков и 60 человек дорожной
команды!
В ноябре месяце в поддержку американским
гастролям был выпущен новый клип, "The Unforgiven", и одноименный
сингл. На европейском варианте компанию "непрощенному" составлял
кавер известной еще по самому первому демо METALLICA песни "Killing
date2". "Эту вещь написал молодой Вивиан Кэмпбел, когда он играл в
Sweet Savage, - говорит Хэтфилд. - За эти годы взгляд его на некоторые вещи,
естественно, изменился, и перед самой записью этой песни он попросил меня
заменить "ниггера" на "киллера". Я был не против и спел,
как он этого пожелал".
На американской же версии "The
Unforgiven" оборотную сторону вместе с демо-записью заглавной песни
занимала старинная панковская вещица "So What?" группы Anti-Nowhere
League, запечетленная ими в виниле в 1981 году. "Все началось с Даффа
Маккагана (басист Guns N' Roses), - рассказывает историю появления этого кавера
Ларс Ульрих. - Прошлым летом он позвонил мне и сказал, что они собрались
выпустить ЕР с четырьмя-пятью панк-каверами, и попросил моего совета в выборе
какой-нибудь песни Misfits. После недолгого разговора я сказал ему, что есть
вещи много круче и экстремальнее Misfits, и предложил "So What?", а
через пару месяцев, когда мы уже готовились к записи своего альбома, я снова
встретил Даффа - оказалось, что они даже не нашли этой песни в оригинале. И тут
меня словно доской по голове - зачем я насоветовал эту вещь Guns N' Roses, черт
возьми, если это может с большим успехом сделать METALLICA! И буквально через
день мы ее записали, порепетировав всего пару раз. Это было первое, что мы
сделали в студии".
Но несмотря на это, к Misfits и персонально к ее
лидеру Глену Дэнзигу MЕTALLICA питала большую любовь. Будучи в добром здравии,
Клифф Бертон заразил творчеством Дэнзига Джеймса Хэтфилда, который впоследствии
не раз это доказывал. Не секрет, что идея поместить "Last Caress/Green
Hell" на пластинку 87-го года принадлежит именно ему. Кроме того, мало
кому известен факт, что партии бэк-вокала на двух композициях - "Twist Of
Cain" и "Am I Demon" - с первого сольного альбома Глена Дэнцига
исполнял все тот же Хэтфилд. И раз уж мы затронули эту тему, забегая вперед,
скажу, что кроме упомянутых композиций Misfits METALLICA исполняла живьем еще
пару-тройку дэнзиговских вещей. Так, 5 января 89-го в Сан-Франциско на его
концерте Джеймс с Кирком подыграли в "Halloween-II". 21 декабря 1991
года в Нью-Йорке Хэтфилд "покусился" на "Death Comes
Ripping" (Misfits '83). И, наконец, 3 июля 1994 года в Чикаго METALLICA
вместе с самим Дэнзигом зарядили "London Dungeon" (Misfits '81),
которая еще позже, на "Monsters Of Rock-95", разбавила "Seek
& Destroy".
Пока же на дворе творились новогодние торжества,
после чего 17 января в Хьюстоне, Техас, METALLICA начали свой гастрольный новый
1993 год. Маршрут американского турне продолжал вычерчивать запутанную кривую
на карте Соединенных Штатов. Если же попытаться построить другую кривую,
что-нибудь типа плана выполнения промоушн-работ 91-92, то нашему взору
представится настоящее стахановское соревнование с самими собой, и вовсе
никакая не кривая, а ровненькая такая прямая, уходящая строго вверх. Речь идет
о выходе синглов и видеороликов. Создавалось даже впечатление, что METALLICA
тупо задались целью перегнать все свои 12 новых песен на отдельные синглы и
клипы. Сейчас, конечно, видно, что остановились на цифре 5 - и чтобы в
дальнейшем не отвлекаться на них, есть смысл перечислить все эти вехи в
хронологическом порядке. Итак, третьей жертвой рекламной кампании METALLICA
стала баллада "Nothing Else Matters" - февраль. Ровно через два
месяца настала очередь "Wherever I May Roam" (сингл появился, правда,
только лишь в октябре, к английским гастролям группы). Тогда же, а именно 5
октября, METALLICA произвели очередной видеозалп - "Sad But True",
снятый, кстати, на упоминавшемся уже фестивале "Day Of The Green".
Одновременно вышел и сингл, "добитый", как и все предыдущие,
концертными трэками с тушинского концерта, а также с демо-версией заглавной
песни. Далее металликовцы замахнулись было на "Don't Tread On Me"
(был отпечатан даже промо-вариант для радиостанций), но, справедливо, думаю,
будет сказано - вовремя одумались. Никаких сомнений, что и сингл, и ролик были
просто обречены на успех, однако после пяти предыдущих создавался некий привкус
коммерции, в чем METALLICA уже явно перебарщивали. И если с синглами еще можно
было мириться, то с видео... Если "Sandman" и "Unforgiven"
можно было назвать настоящими шедеврами, сделанными в собственной манере, то
последующие три клипа на это звание уже явно не претендовали. Впрочем, это не делало
клипы плохими, и даже наоборот, однако METALLICA все же решила приостановить
свой хит-конвейер. Интересно также отметить, что идею клипа "Whenever I
May Roam" METALLICA, по собственному признанию, просто напросто...
стащили. И у кого! У Bon Jovi!!! Вай, вай, вай, а кто писал
на гитаре "Kill Bon Jovi"? Уж не Джеймс ли Хэтфилд?
"Да, - говорит Ларс, - все эти виды с
дорогой, самолетом и тому подобные мы впервые увидели у Bon Jovi. Но с тех пор
прошло уже столько времени, что я с полной уверенностью могу сказать, что
"Wherever I May Roam" сделана в нашем собственном стиле и снова
выделяется на общем фоне". Вот так, и попробуйте возразить! Хитер, черт
возьми!
"А вообще, - резюмирует барабанщик, - мы не
считаем свои видео частью рекламы. По-моему, это настоящее искусство, и нам
всем очень нравится снимать клипы".